Что такое XYZ-анализ: особенности, методология

Систематизация
Просмотры 100 просмотров
комментарии 10 комментариев

Почему эта статья имеет смысл? 

Тема сегодняшней статьи не из простых. В ней не будет информации о способах привлечения клиентов в бизнес, повышении лояльности и других маркетинговых ухищрений. Суть повествования сведется к цифрам и подсчетам. Цифры очень важны в бизнесе, важно уметь считать и считать много. Итак, что такое XYZ-анализ, его особенности, методология и практическое применение.

Что такое XYZ-анализ и зачем он нужен?

XYZ-анализ – это инструмент, использующийся для разделения товарного ассортимента на группы. Разделение происходит по стабильности продаж и изменения спроса на ту или иную продукцию.

XYZ-анализ

То есть на основании данных об изменчивости спроса и возможности его прогнозирования анализируется общий ассортимент товарных позиций и целых продуктовых групп.

XYZ и ABC-анализы помогают составить продуктовую матрицу. Она, в свою очередь, содержит в себе информацию, которая сможет помочь Вам в оптимизации товара на складе и общего ассортимента продукции.

Проведя анализ, Вы сможете выявить те группы или позиции, спрос на которые нестабилен. Соответственно, исходя из полученных данных, такие товарные позиции можно вовсе исключить из ассортимента и заменить их на более стабильные. 

Категории товаров и услуг

XYZ анализ предполагает наличие трех категорий товаров: X, Y и Z.

  • Категория X

Категория X – это товары для которых характерен устойчивый спрос. Изменчивость спроса (коэффициент вариации) меньше 0.1.

Самый желаемый итог расчетов.

Категория X

  • Категория Y

Категория Y – товары изменчивого спроса. Для этой группы коэффициент вариации принимает значение от 0.1 до 0.25

Можно сказать, что это товары, имеющие стабильный спрос, но порой сложно сказать, каким он будет, например, в следующем месяце.

Не идеально, но вполне сносно. Чем показатель ближе к 0.1, тем лучше результаты. Если показатель склоняется к верхнему порогу, то это сигнал серьезно задуматься и несколько пересмотреть приоритетность рассматриваемого товара. 

Категория Y

  • Категория Z

Категория Z – товары с нестабильным спросом. Коэффициент вариации для таких товарных групп имеет значение выше 0.25.

Товар нестабилен, и чем выше показатель, тем важнее определиться с его будущим в Вашей компании.

Возможно, его стоит и вовсе исключить из продуктовой матрицы, но также можно вычислить его сезонность и производить закупки исходя из нее. 

Категория Z

Коэффициент вариации

Итак, мы уже определили группы товаров в зависимости от их коэффициента вариации, который и выражает изменчивость спроса. Теперь нужно разобраться, как его считать.

V = σ / x; (Формула 1)

σ = (Формула 2)

Где: 

V – коэффициент вариации (формула 1);

σ – среднее квадратическое отклонение (формула 2);

x – средний показатель объема продаж за все время;

xi – объем продаж определенного продукта за i период времени; 

n – количество анализируемых промежутков времени (по количеству месяцев).

Анализ товаров и услуг

Давайте попробуем разобраться на конкретном примере. Хм, пусть рассматриваемым товаром будет компьютерная клавиатура.

Итак, период определяем в три месяца, соответственно n = 3.

За первый месяц было продано 250 единиц, за второй 284, за третий 210. 

Значит средний объем продаж (x) = (250 + 284 + 210) / 3 = 248. 

xi – объем продаж определенного продукта за i период времени. В нашем случае присутствует 3 величины, каждая из которых является параметром конкретного месяца. 

Используя формулу 2 выведем среднее квадратическое отклонение. Σ означает, что нам необходимо провести расчет по формуле  для каждой величины и сложить их:

Согласно формуле расчета среднего квадратического отклонения результат нужно разделить на количество анализируемых промежутков времени (3) и подсчитать квадратный корень.

σ = 30.

По формуле 1 определяем коэффициент вариации: V = 30 / 248 = 0.12

В нашем примере коэффициент вариации равен 0.12. Значит товар можно причислить к группе Y.

Причем значения очень близки к группе X и товар можно оценить как вполне сносный.

Кстати, про рекомендации: проводите подсчеты XYZ-анализа в Excel. Это значительно проще и быстрее, особенно когда перед Вами большое количество данных.

Методология XYZ-анализа

Методология анализа включает в себя шесть этапов:

Этап 1. Определение объекта для анализа

Объект анализа выделяется исходя из ниши. Им может быть как товарная группа, так и поставщик продукции.

Этап 2. Определение параметра

После выбора объекта анализа необходимо определить параметр, по которому будет происходить его оценка.

Если это товар, то анализ можно производить по его продажам или отгрузке со склада.

Этап 3. Определение периода

Определяется временной промежуток, на котором будет проводиться анализ. 

Период индивидуален для каждой ниши, но он должен превышать периодичность поставок. Иными словами, если основная часть поставок у Вас происходит ежемесячно, то период для анализа не может быть меньше месяца.

Этап 4. Расчет коэффициента вариации

Коэффициент вариации рассчитывается для каждой товарной позиции, которая подвергается анализу. О том, как это сделать написано выше.

Этап 5. Формирование групп

На основании полученных данных формируются X, Y, Z группы.

Этап 6. Анализ данных и подведение итогов

После формирование групп необходимо провести анализ полученных результатов и подвести итоги.

Неточности XYZ анализа

К неточным расчетам XYZ-анализа может привести сезонность некоторых товаров. 

Проблема в том, что резкое увеличение спроса товарной позиции на коротком временном промежутке приводит к увеличению коэффициента вариации, из-за чего есть риск попадания ряда товаров не в ту группу. В свою очередь, это сводит на нет результаты проведенного анализа.

Но такого исхода можно избежать.

Прежде всего, рекомендуется увеличивать период проведения анализа таким образом, чтобы он охватил не только период сезонного спроса, но и другие месяцы или даже кварталы.

Но не всегда можно увеличить период проведения анализа. Тогда нужно действовать следующим образом:

  • Разделите весь свой ассортимент на группы таким образом, чтобы они имели похожую сезонную динамику. 
  • Далее для каждой группы выделяется сезонный тренд и для каждого тренда рассчитывается сезонный коэффициент. Рассчитывается такой коэффициент при делении показателя продаж каждого отдельного месяца на средний показатель продаж за весь рассматриваемый период.
  • На завершающем этапе показатели продаж каждого периода делятся на рассчитанный ранее сезонный коэффициент рассматриваемого периода.

Такие действия помогут провести XYZ-анализ, не учитывая сезонные колебания спроса.

сезонный тренд

Преимущества и недостатки

Пожалуй, я еще не встречал инструмента, который не имеет недостатков. Поэтому в данном разделе мы рассмотрим плюсы и минусы XYZ-анализа.

Преимущества

  • По результатам проведения анализа Вы получите информацию, которая поможет оптимизировать складские запасы продукции и общего ассортимента товарных позиций;
  • Вы сможете определить нестабильные товары или даже целые группы товаров;
  • Благодаря всему вышеперечисленному происходит корректировка системы поставки товаров на склад. 

Недостатки

  • Сложности, как уже было описано разделом выше, возникают с сезонными товарами;
  • Для проведения анализа необходимо наличие данных статистики по нескольким периодам. Именно поэтому XYZ-анализ не имеет актуальности для новых товаров.

Подведем итоги

Бизнес – это во многом именно про цифры. Можно вкладывать внушительные суммы в каналы привлечения клиентов, но если Вы не умеете считать показатели или не делаете этого регулярно, то никогда не получите желаемого результата.

Но, если уделять время проведению расчетам ключевых показателей и делать соответствующие выводы, то эффективность работы компании значительно вырастет.

эффективность работы

За примером далеко ходить не надо, достаточно взглянуть на сегодняшнюю статью. XYZ-анализ является довольно удобным инструментом расчета весьма важного показателя, который в свою очередь позволит значительно оптимизировать товарную матрицу, исключив или урезав количество товаров с сильно изменчивым спросом. 

Он не лишен своих недостатков, однако, представляет большую ценность для бизнеса. 

Ну, а Вам уже доводилось использовать данный метод для анализа своих товаров или услуг?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Другие статьи на тему Систематизация
Подпишись на новые статьи
Человек на ракете
Подарок: Аудит проблемных зон бизнеса

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: