Что такое ABC-анализ: методология, виды

Систематизация
Просмотры просмотров
комментарии 10 комментариев

Почему эта статья имеет смысл?

Сегодняшняя статья будет не про привлечение клиентов, маркетинговые хитрости и то, что Вы так любите. Однако, она крайне важна, потому что в ней будет рассказано об инструменте, который может оказать значительное влияние на эффективность работы Вашей компании. Мы будем говорить о расчетах и выводах, которые можно сделать, исходя из полученных значений. Потому что бизнес – это цифры. И очень важно уметь их считать, а главное понимать результаты. Существует огромное множество видов анализа тех или иных показателей компании, но сегодняшняя статья посвящена одному из наиболее известных – ABC-анализ.

ABC-анализ: что это такое и зачем он нужен

Необходимость проведения анализа товарного запаса стоит перед каждой компанией, занимающейся сбытом продукции.

Зачем это делать?

Далеко не каждый товар хорошо продается, некоторые позиции лишь занимают столь важное пространство в помещениях хранения. Именно поэтому так важно уменьшать их количество и наоборот, наращивать присутствие товаров, которые продаются хорошо.

В этом и заключается суть ABC-анализа. По его итогам Вы сможете минимизировать количество товарных позиций с плохими показателями и нарастить присутствие хорошо продаваемых продуктов.

Три категории товаров и услуг

ABC-анализ

Аналогично с XYZ-анализом, ABC-анализ также подразумевает разделение всей продукции компании на три группы: A, B и C.

  • Категория А

Товары, отнесенные к этой категории, имеют наибольший спрос. За их счет компания совершает 80% продаж или прибыли, а их суммарная доля в запасе составляет порядка 15-20%.

наибольший спрос

  • Категория В

Ко второй группе относятся товары, благодаря которым совершается 15% продаж/выручки. В свою очередь на складах компании такие товары занимают приблизительно 20-35% общего запаса.

Категория В

  • Категория С

Товары с самым низким спросом, доля продаж/прибыли составляет самую малую часть – порядка 5%. При этом такие товары занимают до 50-60% всех ресурсов компании.

Категория С

Описанные мной границы показателей весьма условны и регулируются в зависимости от специфики ниши и компании.

Также только Вы определяете, по какому параметру производить оценку. Это может быть как общий показатель продаж, так и полученная выручка.

Например, если перед Вами стоит необходимость увеличения общей рентабельности в сжатые сроки, то наилучшим решением будет учитывать показатель выручки от каждой товарной позиции.

Методология ABC-анализа

Итак, пора разобрать конкретные шаги по проведению анализа.

Шаг 1. Создание списков

Первый шаг является подготовительным. Сейчас важно определить товары для анализа и зафиксировать их в таблице.

В зависимости от того, что Вы хотите анализировать, это может быть список товарных позиций, сырья или даже клиентов компании.

Также на этом этапе необходимо определиться со значениями, которые Вы хотите анализировать: продажи, прибыль в расчете на товар или клиента.

После того, как Вы определитесь с исходными данными для анализа, занесите их в таблицу. Кстати, советую проводить анализ в excel.

Отсортируйте позиции для анализа по убыванию.

Например, я хочу проанализировать вклад каждой товарной позиции в общую выручку компании. В моем распоряжении уже есть собранные значения, нужно их зафиксировать.

Выручка с товара 1 – 200

Товар 2 – 80;

Товар 3 – 50;

Товар 4 – 120;

Товар 5 – 250.

Согласно методологии ABC-анализа я сортирую их в порядке убывания: 250, 200, 120, 80, 50.

Шаг 2. Определение вклада каждой позиции

Теперь необходимо посчитать вклад каждой позиции в общую прибыль компании.

Определение вклада каждой позиции

Общая прибыль составляет 700, а значит:

250 – 35%

200 – 30%

120 – 17%

80 – 11%

50 – 7%

Шаг 3. Расчет совокупного процента

Далее мы считаем совокупный процент, для этого используется простая формула накопления. Делается это для того, чтобы на следующем шаге распределить товары по категориям.

250 – 35% – 35%

200 – 30% – 65%

120 – 17% – 82%

80 – 11% – 93%

50 – 7% – 100%

Шаг 4. Распределение по категориям

Ну а теперь самое интересное – распределение товаров по категориям.

Помните, что было разделом выше?

Товары категории А делают для компании 80% продаж, а в нашем случае прибыли. Значит, все к категории А мы отнесем все позиции, совокупный процент которых меньше 80.

Категория А – товар 1 и товар 5.

Товары группы В определяются показателями от 80% до 95%. Соответственно в данную группу выделяет товар 2 и товар 4.

В группу С у нас отправляется товар 3 с самым незначительным показателем прибыли.

Виды ABC-анализа

Благодаря своей универсальности данный метод находит применение в большом количестве сфер деятельности. С его помощью можно планировать развитие не только на коротких дистанциях, но и выстраивать систему стратегического планирования.

ABC-анализ на сегодняшний день имеет несколько видов:

  • Анализ товарного запаса компании;
  • Анализ ресурсов компании: закупаемые материалы и сырье;
  • Анализ клиентской базы;
  • Анализ товарной матрицы;
  • Анализ эффективности работы как сотрудников, так и целых подразделений;
  • Анализ бюджета фирмы.

В зависимости от специфики ниши, Вы можете использовать любой из приведенных выше видов анализа.

Не рекомендую ограничиваться только одним. Для большей эффективности совмещайте разные виды анализа.

Например, анализ товарной матрицы совместим практически с любым другим видом, можно даже заодно и клиентскую базу проверить, и эффективность работы сотрудников, и анализ ресурсов на складе.

Некоторые регулярно применяют все перечисленные мной виды.

Преимущества и недостатки

Как и у любого другого инструмента, в ABC-анализе помимо неоспоримых преимуществ, присутствуют и определенные недостатки.

В данном разделе мы рассмотрим все положительные и отрицательные стороны метода.

Преимущества:

  • Главным преимуществом ABC-анализа является его простота. С его помощью крайне легко провести анализ товарной матрицы и клиентской базы компании.
  • Он позволяет получить экономическую оценку каждого продукта компании, которая позволит точно определить его ценность для бизнеса. Таким образом, неэффективные товарные позиции можно либо полностью исключить из ассортимента компании, либо урезать их присутствие. Такие меры оптимизируют не только пространство торгового зала, но и ощутимо снизят нагрузку на склад.

Недостатки:

  • Качество полученных результатов напрямую зависит от используемой информации. Для анализа необходимы точные данные, четкий учет и развернутая аналитика продаж, которая учитывает каждую товарную позицию.
  • Анализ нужно проводить регулярно. Не получится сделать все один раз и еще полгода сидеть спокойно. От регулярности напрямую зависит эффективность. Увы, многие просто закрывают глаза на этот факт.
  • В некоторых случаях необходимо использовать ABC-анализ в совокупности с другими методами. Например, с XYZ-анализом.
  • Последний недостаток – скорее ошибка тех, кто его проводит, чем реальный минус данного метода. Многие предприниматели проводят анализ лишь по одному показателю. Разумеется, полной картины происходящего с таким подходом не получить, а значит и правильные выводы не сделать.

сезонные товары

Какие можно сделать выводы

Какие же выводы можно сделать на основе ABC-анализа?

Проведя разделения товаров на категории, Вы сможете сформировать решения касательно каждой позиции. И вот основные направления вероятных решений:

Категория А

Как Вы помните, к группе А относятся самые продаваемые и самые прибыльные товары компании. Они являются локомотивом Вашего бизнеса, и при снижении эффективности данной группы компания понесет серьезные убытки. Например, если конкурентоспособность группы товаров снизится.

Значит, основное внимание должно быть приковано именно к этой группе товаров. Необходимы четкий контроль, прогнозирование ситуации и постоянное наблюдение, чтобы добиться максимальной конкурентоспособности.

Не жалейте вложений в данную группу товаров, направляйте на нее основные ресурсы компании и постоянно совершенствуйте ее.

В дальнейшем положительный опыт необходимо применять и на другие группы, чтобы добиться максимально эффективной работы компании.

Категория В

Группа В обеспечивает Вам, хоть и не лучшую, зато стабильную прибыль. Товары данной группы ни в коем случае нельзя исключать из продуктовой матрицы.

Они играют, может и не основную, но весомую роль в развитии бизнеса. Именно поэтому их тоже необходимо улучшать и тратить на них ресурсы, но с меньшими темпами, если сравнивать с группой А.

Модернизация и инвестирование в данную категорию необходимы для поддержания стабильного дохода компании, но они не должны быть в ущерб основной группе товаров.

Категория С

Самая малозначимая группа товаров компании зачастую просто тянет бизнес вниз, отвлекая на себя ресурсы и занимая место на складе.

Важно рассматривать группу С отдельно от других, понять причину столь плачевных результатов и на основе полученных данных принимать окончательно решение.

При анализе данной группы Вы должны быть максимально дотошным, ведь понять причину критически важно. Рассортировав группу, определите, какие товары стоит оставлять для дальнейшей работы и скромного инвестирования в них, а какие лучше и вовсе вычеркнуть из товарной матрицы.

Подведем итоги

Благодаря проведению ABC-анализа Вы сможете получить более полную картину о происходящем в компании. Выделить наиболее актуальные товарные группы или группы потребителей и грамотно распределить свои ресурсы.

ABC-анализ

Замечу, что ABC-анализ нужно проводить регулярно. Если Вы сделаете это всего один раз и после просто обратите все свое внимание на другие инструменты, нужного эффекта не добиться.

Желательно проводить его ежеквартально, но, в крайнем случае, можно раз в год. Также не рекомендую слишком частить. Ежемесячный анализ будет необъективен, потому что исходные данные должны содержать значения за больший отрезок времени.

Рассказывайте в комментариях, применяете ли Вы ABC-анализ?

Автор поста: Никита Пономарев

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Другие статьи на тему Систематизация
Подпишись на новые статьи
Человек на ракете
Подарок: Аудит проблемных зон бизнеса

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: