Что такое KPI сотрудников: виды, внедрение

Персонал
Просмотры просмотров
комментарии 10 комментариев

Почему эта статья имеет смысл?

Key Performance Indicator, а для простоты повествования KPI – ключевые показатели эффективности и результативности сотрудников и целых подразделений компании. Итак, подробно о том, что такое KPI сотрудников, какой эффект принесет внедрение ключевых показателей эффективности и как рассчитать KPI сотрудников в сегодняшней статье от Razzoom Media.

Для чего необходимы KPI

Знакома ситуация, что как ни зайдете в офис, так все сотрудники с серьезными лицами усердно работают и даже на смартфоны свои не отвлекаются. А показатели компании если не падают, то находятся в глубокой стагнации?

Видимо бурная деятельность только изображается, а в реальности все далеко не так.

Вечная проблема любого предпринимателя – сделать так, чтобы сотрудники действительно работали, а не создавали видимость рабочего процесса.

Для этого придумано огромное множество самых разнообразных способов от положительной мотивации до штрафных санкций. Но чтобы понять кому пряник, а кому кнут нужно видеть показатели.

Для этого и пригодятся ключевые показатели эффективности. На сегодняшний день имеются все возможности для оцифровки бизнес процессов. В том числе и показателей сотрудников.

Описываемую ситуацию можно сравнить с управлением автомобилем. Согласитесь, трудно будет ездить, если приборная панель не работает и не понятно что происходит с автомобилем: с какой скоростью он движется, сколько топлива осталось.

Также и в бизнесе. Для каждого сотрудника индивидуально выстраивается система показателей, на которую Вы и будете ориентироваться. Конечно, на первый взгляд может показаться, что таких показателей слишком много, но Вам важно выделить буквально 3-4.

KPI сотрудников

Но обо всем по порядку.

Виды KPI

Как было сказано выше, показатели подбираются индивидуально. Давайте в данном разделе рассмотрим основные показатели эффективности, которые применяются подавляющим большинством компаний.

К ключевым показателям можно отнести:

  • Результативность – какой результат был получен;
  • Затраты – сколько затрачено ресурсов для получения результата;
  • Качество – итоговая оценка качества выполнения работ;
  • Эффективность – показатель, вытекающий из предыдущих. Является соотношением показателей результативности к показателям затрат, то есть какой ценой был получен результат.

Каждый из приведенных показателей имеет свои тонкости и особенности, поэтому остановимся на них более подробно в следующем разделе.

А пока стоит упомянуть другие показатели, которые являются составляющими приведенных выше:

  • Количественные – количество, а соответственно и конверсия продаж, показатели трафика;
  • Потребительские – показатели, касающиеся клиентской базы. Сюда можно отнести количество новых и постоянных клиентов.
  • Финансовые – все показатели, касающиеся финансовой стороны работы. Объем продаж, размер дохода в расчете на одного работника.
  • Групповые – финансовые показатели, соответствуют пункту выше, но рассчитываются на отдел подразделение или другой группу.

И все это только малая часть показателей, которые можно взять для расчетов и для каждого бизнеса они могут быть уникальными. Поэтому, прежде всего, нужно знать ключевые правила: показатели должны поддаваться измерению, а процесс должен быть рентабельным.

И помним: одного показателя будет мало для грамотной оценки эффективности, а слишком большое их количество может запросто запутать. Достаточно 3-4 показателей.

Также отдавайте предпочтение тому показателю, который при прочих равных проще считать, это положительно повлияет на рентабельность всего процесса.

Как рассчитать KPI

Расчет KPI сотрудника в первую очередь опирается на следующие показатели: результативность, эффективность, качество и отзывы клиентов о работе.

Результативность

Как можно оценить результативность сотрудников? Точнее, по каким параметрам ее определять?

На самом деле ответ знаете только Вы, потому что именно Вы являетесь владельцем своего бизнеса и знаете его тонкости.

Это может быть все что угодно, начиная объемом привлеченного трафика и заканчивая общей массой перевезенных грузов.

Как рассчитать KPI

Эффективность

Итак, эффективностью мы считаем отношение полученного результата к финансовым затратам для его достижения.

Для этого важно чтобы величины были сопоставимы, и можно было бы вычислить их отношение. Думаю, перевести результаты в валюту не составит особого труда.

Зная показатель эффективности можно заняться его увеличением. Для этого нужно увеличивать результативность и срезать издержки.

Пожалуйста, не нужно фанатизма с экономией, потому что это может негативно сказаться на результативности и качестве работы, но работать на улучшение этого показателя, разумеется, нужно.

Качество

Безусловно, итоговый результат очень важен. Пример – количество звонков менеджера или площадь помытых полов уборщицей. Но ведь это может ничего не стоить, если менеджер говорил некультурно, а на полах остались разводы.

Вам нужно решить, как Вы будете оценивать качество работы сотрудников. Способов очень много, но они имеют определенные недостатки. Например, это может быть очень затратно.

Как Вы проверите качество звонков менеджера, если он совершает по 100 в день?

Разумным выглядит вариант определения качества работы по контрольным точкам. Необходимо выбрать из сотни звонков всего 5-10 случайных и проверить их.

Отзывы о работе

Довольные клиенты – пожалуй, один из самых важных показателей работы сотрудника. Всегда выгоднее удержать уже пришедшего клиента, чем потом искать нового.

Отзывы о работе

Работать над лояльностью аудитории надо, при этом необходимо постоянно мониторить ее настроения.

Для этого существует огромное количество методов, но в формате данной статьи говорить о них нет смысла.

Внедрение

После определения параметров оценки результативности нужно начинать процесс внедрения. С ним тоже не все так просто.

Первым шагом будет переформирование системы мотивации. В предыдущем разделе были приведены основные критерии, по которым будет производиться оценка эффективности, и при формировании зарплатного плана сотрудников мы будет ориентироваться именно на них.

Составив план работ сотрудника, подумайте над тем, как Вы можете его мотивировать.

Например, за выполнение полного плана работ по всем показателям можно предложить дополнительный социальный пакет, внеочередные отпускные, организацию отпуска или просто скидки на продукты Вашей компании.

А вот при невыполнении плана применять штрафные санкции, но чтобы это не задевало оклад, иначе Вы лишь демотивируете сотрудников.

Как именно мотивировать решать только Вам, главное чтобы штрафы не были слишком жесткими, а поощрения не сильно били по бюджету.

Если все сделать правильно, то Ваши сотрудники получат дополнительную, крайне прозрачную систему финансовой мотивации, которая при этом будет увеличивать личную вовлеченность в процесс каждого.

Нематериальная мотивация

Вообще-то система нематериальной мотивации – тема для отдельной статьи, но давайте пару слов и об этом.

Мотивируют людей не только деньги, но и другие условия труда. Например, коллектив, ощущение заботы со стороны начальства, система наставничества и даже нерабочее пространство, в котором можно с комфортом провести обеденный перерыв. Много чего мотивирует помимо денег, и важно помнить об этом.

Внедрение

Ну а после подготовки всех нововведений их необходимо грамотно преподнести.

Не каждый сотрудник сможет вовремя адаптироваться под новые условия и полностью принять их, поэтому им стоит немного помочь с этим.

Так как KPI вещь очень важная и затратная, подходить к вопросу презентации сотрудникам нужно с максимальной ответственность. Желательно даже отрепетировать речь презентации.

В ней должно содержаться максимально четкое объяснение системы оценки: что это вообще такое, и зачем это нужно. Далее расскажите, каким образом будет происходить система оценки, а главное, какие мотиваторы теперь появятся у слушателей.

Для большей эффективности зафиксируйте нововведения на носителях информации, которые будут всегда на виду в офисе или в любом другом рабочем пространстве. Например, можно расчертить на доске таблицу с плановыми показателями, в которую также каждый месяц или неделю будут вписываться результаты работы Ваших сотрудников.

KPI сотрудников

Помимо прочего будьте открыты и обращайте внимание на обратную связь, а также отвечайте на возникающие вопросы.

В первое время после перехода на новую систему будут возникать вопросы и выявляться неполадки. Поэтому критично важно не просто отвечать на вопросы сотрудников, но и собрать фокус-группу для своевременного реагирования на возникшие недочеты.

И в завершении раздела хочется заметить, что все нововведения необходимо задокументировать.

Вероятные ошибки

От ошибок не застрахован никто, особенно человек, не имевший опыта в составлении KPI. В статье о них уже было упоминание, но давайте соберем их в одном месте и выделим в отдельный раздел.

  • Завышенные требования. Так как KPI сотрудников это еще и система мотивации, поощрения должны быть достижимы. Важен точный расчет, а если план не выполняется на протяжении нескольких месяцев хотя бы на треть, то нужно срочно вносить изменения.
  • Неверный подбор показателей. Показатели должны соответствовать Вашей компании и при прочих равных их подсчет должен быть проще аналогов.
  • Урезание зарплаты. Штрафные санкции не должны быть слишком жесткими и не должны касаться гарантированного оклада, иначе Вы лишь демотивируете своих работников. Лучше урезать отпускные, чем зарплату.

Подведем итоги

KPI хоть и является весьма полезной системой, помогающей в определении результатов работы, составлении стратегии и корректировки процессов на основе выявленных упущений, все же имеет определенные недостатки.

Это дорого и сложно. Наверное, данные аспекты можно назвать не недостатками, а скорее издержками. Но при этом они не перестают омрачать использование KPI сотрудников, ведь при отсутствии опыта ошибиться можно очень легко, а потери от ошибки будут ощутимы.

Мало того, что это отнимет Ваши ресурсы, так к тому же Вы рискуете потерять неплохих сотрудников. Например, при чересчур завышенных требованиях, то есть при, откровенно говоря, нереальных ожидаемых результатах, с которыми не факт, что вообще кто-то может справиться.

Если Ваш план не выполняется на протяжении двух-трех месяцев хотя бы на треть, то его нужно срочно дорабатывать.

Но если все сделать правильно и смириться с необходимостью приличных затрат как материальных, так и временных, то в итоге можно лично убедиться, что KPI сотрудников является действительно качественным способом контроля рабочих и, как следствие, регулирования бизнес-процессов.

KPI сотрудников

А как Вы определяете качество работы своих сотрудников и пользуетесь ли KPI?

Автор поста: Никита Пономарев

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Другие статьи на тему Персонал
Подпишись на новые статьи
Человек на ракете
Подарок: Аудит проблемных зон бизнеса

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: